Игры на развитие внимания
1) Запомни ряд
Еще одним упражнением может быть запоминание ряда предметов, на которое ребенку дается совсем немного времени. Когда он освоит упражнение, например, с тремя-пятью предметами, можно увеличить их число или сократить время запоминания.
2) Розыск
В эту игру интереснее играть с несколькими детьми. Дети сидят полукругом. Взрослый смотрит на них и запоминает характерные детали одежды. Затем объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка с белым бантом, в синем платье. Пусть она подойдет к „милиционеру“. Дети слушают, смотрят друг на друга. Девочка, которую ищут, встает, подходит к „милиционеру“. В следующей игре она становится „милиционером“ и объявляет новый розыск.
3) Найди предмет
Задание игры. Ведущий описывает внешний вид какого-то предмета, находящегося неподалеку (например, дерево) — его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Дети самостоятельно определяют, что это за дерево. После слов взрослого: „Раз, два, три — беги!“ — все, кто назвал предмет, подбегают к нему.
Можно описывать растения, которые находятся поблизости, используя слова: форма, окраска и т. д.
4) Составь последовательность
Взрослый выкладывает последовательность каких-нибудь предметов: цветные кружки, разноцветные счетные палочки, карандаши, листья различных деревьев (например, два красных кружка (карандаша), один желтый или два листочка клена, один листок каштана и т. д.). Ребенок продолжает выкладывать самостоятельно эту последовательность.
5) Красный, желтый, зеленый
Дети становятся в круг, взрослый с тремя разноцветными кружками — посредине. Взрослый дает команды: „Остановились! Приготовились! Пошли!“, — одновременно поднимая соответствующий кружок (принцип светофора). Дети должны выполнить соответствующее движение, кто ошибется, выходит из игры.
6) Перекресток
Для игры нужен „перекресток“ (рисуют мелом). На перекрестке должны быть „переходы“, „островки безопасности“, линии „стоп“. Ведущий в роли светофора стоит в центре перекрестка. Дети делятся на две группы: пешеходы и транспорт. По сигналу „светофора“ пешеходы переходят улицу, движется транспорт. Ведущий следит за соблюдением правил уличного движения. Нарушителей исключает из игры. Побеждают те, кто не нарушает правил уличного движения.
7) Найди спрятанный предмет
Ребенок отворачивается, в это время взрослый прячет предмет (игрушку, кубик и т. п.). После этого ребенку сообщается „маршрут“ поиска: пройти два шага прямо, повернуть налево, пройти пять шагов вперед и можно искать.
8) Бывает — не бывает
Взрослый говорит: „Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года“.
Взрослый: Выпал снег, и зацвели подснежники.
Дети: так не бывает.
Взрослый: А почему? Когда идет снег? А когда цветут подснежники?
В дальнейшем можно использовать такие „путаницы“:
Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.
В саду цветут розы, а дворник заметает на дорожках снег.
Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу.
Зацвели цветы, птицы улетели, на деревья распускаются почки.
Мальчик был в лесу и видел в норе петуха.
9) Что сначала, что потом
Ребенку даются сюжетные картинки, на которых изображены различные моменты какого-нибудь события. Ребенок должен рассмотреть картинки и выложить их друг за другом, соблюдая последовательность происходящих на них действий.
10) Нужно — не нужно
Ведущий говорит: „Я хочу посадить огород. Капуста нужна?“ Дети отвечают: „Нужна“. Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант. „Засадив“ огород, дети продолжают игру — начинают „засаживать“ сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.