Это не про меня
Сатирический фильм показывает, как еще в детском возрасте, когда постепенно складывается характер ребенка, появляются эгоистические черты, которые в результате приводят к общественному злу.
© Союзмультфильм, 1966 г.
Режиссёр: Борис Дежкин
Начинается всё с того, что бедная девочка из полуподвала дарит свою единственную игрушку — корову с отколотым рогом — капризному младенцу, чтобы тот перестал хныкать и весь дом смог бы спокойно заснуть («Игрушка хороша, хорошо с игрушкой спать. Нет такой у малыша из квартиры номер пять»). Семь лет подряд коровка была совестью мальчика, то и дело говоря своими печальными глазами: «Ты поступаешь неправильно». Но однажды «мальчик-с-загребущим-пальчиком» прикарманивает мамину трешку и зарывает корову в землю, чтобы не испытывать мук совести. Накупив на все деньги мороженого, маленький мошенник распродает его детям с наценкой, затем покупает билеты на стадионе и перепродает втридорога. На вырученные деньги мальчик приобретает дом из кубиков — почти всамделишный дачный особняк. («Венчается дело прямым грабежом. И это у нас, а не за рубежом».)
Проходит тридцать с лишним лет. Герой становится владельцем настоящего особняка с огромным садом. Естественно, досталось это ему обманным путем. На заборе, обнесенном колючей проволокой, появляются слова «жмот», «жадюга» и целые эпиграммы типа «Хозяин сада — жадный гад, минировал фруктовый сад. Он сам напорется на мину, взорвет себя и витамины». А то и более недвусмысленное: «Когда-нибудь ОБХСС к тебе проявит интерес».
Хозяин устраивает в саду пышный банкет, где все гости, от завскладом до священника, — такие же жулики и взяточники. («Какие слова и улыбки любезные! И гости, смотрите, какие полезные».) Внезапно в распахнутую калитку забредает соседская корова с одним рогом. Для зрителей это — чистая случайность, но для хозяина — знак судьбы. «Ты поступаешь неправильно!» — читается в её глазах, и теперь в них ещё больше укоризны. Выпроводив всех гостей, хозяин падает перед ней на колени и пытается по привычке дать взятку: «Ну, хочешь деньгами? Всю сумму вперед?.. Проклятая совесть!.. Даю — не берёт».
Голос за кадром резюмирует: «Да, нету на свете печальнее повести, чем повесть о рано потерянной совести».